Содержание и методы образовательного процесса в ДОО

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

Новоаннинский детский сад № 4

Новоаннинского муниципального района Волгоградской области  

403953, Волгоградская область, г. Новоаннинский, ул. Киквидзе, 105 
(84447) 3-43-32, ds4-nov@yandex.ru

Содержание и методы образовательного процесса в ДОО

 

 Содержание образовательного процесса  определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.  Содержание Программы  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей ( образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие в контексте ФГОС ДО

   Методы и приемы организации обучения в ДОУ.

Название метода
Определение метода
Рекомендация по их применению
Методы по источнику знаний
 
Словесные
Виды: рассказ, объяснение, беседа.
Позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.
 
Наглядные
Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Условно можно подразделить на две большие группы:
  метод иллюстраций
 метод демонстраций
Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций связан с показом мультфильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе при реализации ООП дошкольного образования
 
 Практические
 Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.
 
 Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности , но и в самостоятельной деятельности
 Методы по характеру образовательной деятельности
 
 
Информационно-рецептивный
 
Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями
 
Репродуктивный
Многократное повторение способа деятельности по заданию воспитателя.
Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.
 
 
Проблемное изложение
 
Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения. Назначение этого метода – показать образцы научного познания
Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий
 
 
Частично-поисковый
 
Воспитатель разделяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.
Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует
 
Исследовательский
Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний.
В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково - исследовательской деятельности
Активные методы
Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.
Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.
В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения

 Формы работы по образовательным областям   

 

Образовательные области
 
 
Формы работы
 младший дошкольный возраст
 старший дошкольный возраст
Физическое
развитие
  • Игровая беседа с элементами движений
  •  Игра
  •  Утренняя гимнастика
  • Интегративная деятельность
  • Упражнения
  •  Экспериментирование
  •  Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Проблемная ситуация
  • Физкультурное занятие
  • Утренняя гимнастика
  • Игра
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Рассматривание.
  • Интегративная деятельность
  • Контрольно- диагностическая деятельность
  • Спортивные и физкультурные досуги
  • Спортивные состязания
  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
  •  Проектная деятельность
  • Проблемная ситуация
Социально-
коммуникативное
  • Игровое упражнение
  • Индивидуальная игра
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) 
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Чтение
  • Педагогическая ситуация
  • Праздник
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора
  • Поручение
  • Дежурство
  • Индивидуальная игра
  • Совместная с воспитателем игра.
  • Совместная со сверстниками игра
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Педагогическая ситуация.
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора.
  • Проектная деятельность
  • Интегративная деятельность
  • Праздник
  • Совместные действия
  • Рассматривание.
  • Проектная деятельность
  • Экспериментирование
  • Поручение и задание
  • Дежурство.
  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
  • Проектная деятельность
Речевое
развитие
  • Рассматривание
  • Игровая ситуация
  • Дидактическая игра
  • Ситуация общения.
  • Беседа (в т. ч. в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
  • Интегративная деятельность
  • Хороводная игра с пением
  • Игра- драматизация
  • Чтение
  • Обсуждение
  • Рассказ
  • Игра
  • Чтение.
  • Беседа
  • Рассматривание
  • Решение проблемных ситуаций
  • Разговор с детьми
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Интегративная деятельность
  • Обсуждение.
  • Рассказ
  • Инсценирование
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Сочинение загадок
  • Проблемная ситуация
  • Использование различных видов театра
Познавательное развитие
  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Игра- экспериментирование
  • Исследовальская деятельность
  • Конструирование.
  • Развивающая игра
  • Экскурсия
  • Ситуативный разговор
  • Рассказ
  • Интегративная деятельность
  • Беседа
  • Проблемная ситуация
  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность.
  • Конструирование
  • Экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Наблюдение
  • Проблемная ситуация
  • Рассказ
  • Беседа
  • Интегративная деятельность
  • Экскурсии
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами
Художественно-
эстетическое
развитие
  • Рассматривание эстетически привлекательных предметов
  • Игра
  • Организация выставок
  • Изготовление украшений
  • Слушание соответствующей возрасту народной классической, детской музыки
  • Игра
  • Организация выставок
  • Изготовление украшений
  • Экспериментирование со звуками
  • Музыкально- дидактическая игра
  •  Разучивание музыкальных игр и танцев
  • Совместное пение
  • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам,
  • предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно- исследовательской деятельности,
  • Создание макетов, коллекций, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности,
  • Создание макетов, коллекций и их оформление
  • Рассматривание эстетически привлекательных предметов
  • Игра
  • Организация выставок
  • Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
  • Музыкально- дидактическая игра
  • Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
  • Интегративная деятельность
  • Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение
  • Музыкальное упражнение.
  • Попевка, распевка
  • Двигательный, пластический танцевальный этюд
  • Танец
  • Творческое задание
  • Концсрт- импровизация
  • Музыкальная сюжетная игра 

 

Реализация Программы основывается на трех составляющих:
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие
с семьями
воспитанников
 
Организованная образовательная деятельность
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий.
Индивидуальная работа с детьми
Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников по интересам

Дата последнего обновления страницы 14.03.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»