Описание модели взаимодействий ДОО с родителями 9законными представителями) детей и социальными партнерами

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

Новоаннинский детский сад № 4

Новоаннинского муниципального района Волгоградской области  

403953, Волгоградская область, г. Новоаннинский, ул. Киквидзе, 105 
(84447) 3-43-32, ds4-nov@yandex.ru

Описание модели взаимодействий ДОО с родителями (законными представителями) детей и социальными партнерами

 

 Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада.

Система сотрудничества педагогов и родителей:

  • Сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций.
  • Разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей.
  •  Оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы взаимодействия.
  • Накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей.
  • Развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи.
  • Эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем с  анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет семьи”. По результатам анкет составляется социальный паспорт семей воспитанников. Работу с родителями педагоги нашего дошкольного учреждения реализуют через традиционные и нетрадиционные формы общения.
  • Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки) .
  • Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Информационно-аналитические (Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»,
  • Досуговые (Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках)
  • Познавательные (Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
  • Наглядно-информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.
Одной из основных форм коллективной работы с родителями остается родительское собрание. Чтобы родители шли на собрания с интересом и желанием, мы показываем с помощью мультимедийной установки фотографии детей в группах, на праздниках, на конкурсах, родителей на ремонтах, на субботниках и т. д. Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения. В нашем детском саду регулярно проводятся праздники, постоянными гостями которых являются мамы, папы, бабушки и дедушки. Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Детским садом за последнее время были организованы конкурсы
  •  “Новогодняя игрушка своими руками"
  • «Осеннее чудо »- конкурс осенних  поделок,
  • фотовыставки: «Вот оно какое наше лето »,
  •  «Моя мама самая хорошая»,
  • «Для меня всегда герой самый лучший папа мой»
Сейчас педагоги активно стали отправлять работы воспитанников на различные всероссийские творческие конкурсы, что стало возможным благодаря финансированию родителей. Уже не первый год в нашем учреждении работает педагог-психолог.Для выявления педагогической культуры родителей она в своей работе использует анкетирование, собеседование, тестирование. Как показал проведенный опрос, родители малокомпетентны в вопросах психического развития детей. Для психологического просвещения родителей в ДОУ педагог-психолог выступает на групповых родительских собраниях, проводит индивидуальные беседы и консультации, выставляет в раздевалках консультации и рекомендации, в каждой возрастной группе есть уголок «Советы психолога». Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Ими являются информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, памятки, стенгазеты, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле.
Обязательное условие успешности социального партнёрства - информированность родителей о результатах деятельности, открытость, отчётность, подведение итогов, поощрение. Мы используем такие формы отчётности: проведение «Дня открытых дверей», показ НОД для родителей, размещение информации о жизни детского сада на официальном сайте ДОУ.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
 Модель организации совместной деятельности с социумом
  •  заключение договора о совместной работе
  •  составление плана совместной работы
  • информирование родителей о проводимых мероприятиях
  •  активное участие родителей в запланированных мероприятиях
  •  проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений
  • совместные совещания по итогам учебного года
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОУ с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
  • семья
  • образовательные учреждения: МКОУ Новоаннинская СОШ №1, МОУ ДОД Новоаннинская ДШИ, МБУ ДО Центр по работе с детьми и молодежью, ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия
  • культурно-общественные учреждения: МКУК «Новоаннинская библиотека семейного чтения"
  • социально- медико-оздоровительные организации: ГБУЗ «Новоаннинская центральная районная больница», ГКУ СО «Новоаннинский центр социального обслуживания населения»
 Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения. Формирование здорового поколения – одна из стратегических задач страны. Педагоги детского сада ежегодно при построении образовательного процесса берут в расчет уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора. Особую озабоченность вызывает рост у детей, поступающих в учреждение, числа осложненных диагнозов, процента хронических заболеваний внутренних органов. Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.  Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие, одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, врач-педиатр, медсестра информируют о необходимости оказания медицинской помощи детям, с другой стороны учитель-логопед, педагог-психолог активно включаются в деятельность поликлиники. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами. Взаимодействие детского сада и образовательных организаций района носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. На основании изученных материалов по адаптации педагоги, медицинские работники и педагоги-психологи составляют планы индивидуальной работы по обеспечению эмоционального благополучия, легкой адаптации к обучению в школе каждого воспитанника-ученика. Методическую работу координируют совместные педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, учителя-логопеды и педагоги-психологи. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, подготовки дошкольников к обучению грамоте, готовность их к обучению чтению.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к театральной и музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства. Музыкальная школа - это особый мир, где ребенок познает сущность добра и зла, но и приобщается к большому искусству. Педагоги и учащиеся школы искусств  проводят огромную творческую работу с маленькими зрителями - ребятами нашего детского сада, привлекая их к участию в различных театрализованных представлениях, концертах, создавая для них настоящий праздник.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
  • в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
  • в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
  •  в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
  •  в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
  • в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
 Анализ анкетирования родителей
Изучение потребностей родителей и их интересов в вопросах сотрудничества с детским садом
Новоаннинский детский  сад№4
Период проведения анкетирования: февраль 2019
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей  работой МКДОУ, а также потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с детским садом.
В опросе приняли участие 96 человек.

Наименование вопроса
Да
Нет
1.
Вы систематически и вовремя получаете информацию о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания Вашего ребенка, о режиме работы дошкольного учреждения (часы работы, праздники, нерабочие дни), о питании (меню)
90
 
5
 
2.
Вы участвуете в управленческой деятельности детским садом (родительский комитет детского сада, родительский комитет группы, советы и т.п. )
45
45
 
3.
Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы, ка­сающиеся жизни ребенка в детском саду (дисциплина, питание, гигиенические процедуры и т.п.)
93
3
 
4.
Ваше участие в жизни детского сада:
а) Вы активно участвуете в жизни детского сада (помощь в организации утренников, праздничных мероприятий, оформление группы и т.п.)
45
15
б) Вы посещаете мероприятия детского сада (утренники, выставки и т.п.)
85
 
в) никак не участвуете
 
11
5.
Родители получают информацию о повседневных происшествиях в группе, об успехах ребенка и т.п. (информационный стенд, уст­ные сообщения педагогов)
93
3
 
6.
Родителей информируют  об изменениях в состоянии здо­ровья ребенка, его привычках в еде и т.д.
90
 
6
 
7.
Какой вы видите в будущем работу детского сада:
 расширение сферы услуг (дополнительные кружки, сотрудничество со школами  и т.п.)
90
 
 
8.
Вас лично удовлетворяет уход, воспитание и обучение (оздоров­ление, развитие способностей и т.д.), которые получает Ваш ре­бенок в дошкольном учреждении.
95
1
 
9.
Вы лично чувствуете, что сотрудники детского сада доброжела­тельно относятся к Вам и Вашему ребенку.
96
 
3
 
10.
Вы можете добавить комментарии и предложения  по улучшению работы детского сада.

 В анкетировании приняло участие 96 человек, что составило 74,4% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и  сотрудничество  и остаются не равнодушным к жизнедеятельности учреждения.
При анализе анкетирования выявлено следующее: в целом родители удовлетворены работой детского сада . Педагогический коллектив обеспечивает  достаточный уровень развития детей. Педагоги выстраивают взаимоотношения с детьми на основе диалога, открытости и доверия. 93, 7% родителей систематически и вовремя получают информацию о целях и задачах детского сада в области обучения и воспитания детей, о режиме работы дошкольного учреждения (часы работы, праздники, нерабочие дни), о питании. 98,9% родителей удовлетворяют  уход, воспитание и обучение (оздоров­ление, развитие способностей и т.д.), которые получает ре­бенок в дошкольном учреждении. 96,8% отметили, что родители получают информацию о повседневных происшествиях в группе, об успехах ребенка и т.п. (информационный стенд, уст­ные сообщения педагогов), об изменениях в состоянии здо­ровья ребенка, его привычках в еде и т.д.

 
Родители, активно участвующие в педагогич. жизни ДОУ
Родители, посещающие мероприятия ДОУ
Родители, удовлетворенные работой ДОУ
2015-2016 уч.г.
46,8%
88,5%
92%

В целом можно отметить, что процент удовлетворенности деятельностью Новоаннинский детский сад №4, составляющий   92% опрошенных родителей, позволяет сделать следующие вывод: созданная система работы ДОУ  удовлетворяет потребность и запросы родителей.
Комментарии и предложения  по улучшению работы детского сада, которые родители оставляли в конце анкетирования, необходимо вынести на дополнительное обсуждение, чтобы наиболее полно изучить потребность родителей, выявить конкретные недостатки, и в дальнейшем вести работу по улучшению того и иного направления деятельности ДОУ.
Дата последнего обновления страницы 14.03.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»